Парадоксы восприятия гендера
Добавлено: 10 июн 2024, 19:27
Любопытная статья о том, как люди воспринимают гендерные сигналы, и как "дорисовывают" то, что им подсказывает восприятие. Мой перевод англоязычного источника (избранные фрагменты).
https://genderanalysis.net/2016/07/the- ... alysis-23/В одном исследовании зрители смотрели на изображения мужчин и женщин одного роста и последовательно воспринимали мужчин выше своего фактического роста, а женщин — ниже ростом (Nelson, Biernat & Manis, 1990). Этот эффект сохранялся независимо от того, были ли на изображениях изображены стоящие или сидящие мужчины и женщины. Аналогичная тенденция была обнаружена среди родителей младенцев, которые постоянно оценивают новорожденных одного и того же размера как более крупных, если мальчик, и меньше, если девочка (Ruben, Provenzano & Luria, 1974). То, считает ли человек кого-то мужчиной или женщиной, напрямую влияет на восприятие его роста и размера. Считать транс-женщину «мужчиной» может означать видеть ее выше или крупнее, чем она есть на самом деле.
Есть также свидетельства того, что собственное воображение человека может исказить, считает ли он лицо более мужественным или женственным. В одном эксперименте, после того как испытуемых попросили представить женское или мужское лицо, каждой группе затем показали одно и то же андрогинное лицо. Те, кто представлял себе женское лицо, также видели этот образ более женственным, в то время как те, кто представлял себе мужское лицо, видели его менее женственным (D'Ascenzo, Tommasi & Laeng, 2014; DeBruine, Welling, Jones & Little, 2010). . Человек, который воображает, что транс-женщины стереотипно кажутся «мужественными», может воспринимать транс-женщину как более мужественную, чем она есть на самом деле, узнав, что она трансгендер.
Искаженное восприятие нашей гендерной внешности также может быть основано на невидимых чертах. В своей книге 1978 года «Гендер: этнометодологический подход» Кесслер и Маккенна сообщили о результатах эксперимента, в котором участников просили определить пол серии нарисованных фигур с различными комбинациями гендерных особенностей. Они обнаружили, что даже когда гениталии фигуры были скрыты, как только испытуемые решали, какие гениталии, по их мнению, у нее есть, это убеждение затем влияло на их интерпретацию других ее атрибутов (Kessler & McKenna, 1978). Те, кто решил, что у фигуры есть пенис, чаще считали, что длинные волосы этой фигуры все еще находятся в пределах приемлемой «длины мужских волос». Они с большей вероятностью игнорировали широкие бедра такой фигуры или даже считали их узкими и склонны считать ее лицо мужским, хотя для каждой фигуры использовалось одно и то же андрогинное лицо. Для тех, кто озабочен мыслями о гениталиях, которые, по их мнению, есть у транс-человека, это может повлиять на то, как они оценивают мужественность или женственность этого человека.
Другое исследование показало, что испытуемые с большей вероятностью считали идущую человеческую фигуру неопределенного пола мужской, когда подвергались воздействию запаха мужского пота (Hacker, Brooks & van der Zwan, 2013). Этот эффект наблюдался даже несмотря на то, что они не осознавали присутствия запаха.
Также было показано, что гетеросексуальные мужчины, получившие высокие баллы по рейтингу неуверенности в своей мужественности, уделяют больше внимания более точному распознаванию лиц с гендерно-нетипичной внешностью (Lick, Johnson, & Riskind, 2015). Исследователи предположили, что это происходит потому, что эти мужчины воспринимают гендерно-атипичных людей как угрозу своей собственной идентичности. Человек, который не чувствует себя в безопасности в своей мужественности, скорее всего, будет искать трансгендеров и замечать, что кто-то является трансгендером.
Известно также, что на гендерную атрибуцию влияет устойчивая предвзятость в отношении отнесения людей к мужчинам. Кесслер и Маккенна обнаружили, что мужские и женские сигналы не имеют одинакового веса при оценке чьего-либо пола; вместо этого требовалось несколько женских сигналов, чтобы противодействовать даже одному мужскому сигналу и гарантировать, что фигура будет восприниматься как женская (Kessler & McKenna, 1978). На протяжении многих лет эта «мужская предвзятость» неоднократно наблюдалась во многих исследованиях. Размер рук человека часто используется как показатель его пола, и когда рука имеет неоднозначный размер, ее чаще интерпретируют как мужскую, чем женскую (Гаэтано, ван дер Цван, Блэр и Брукс, 2014). . Такой же перекос в сторону отнесения людей к мужчинам наблюдался при интерпретации соотношения талии и бедер, а также общей формы тела (Johnson, Iida и Tassinary, 2012).
Исследования гендерной атрибуции показали, что люди в целом «консервативны в своих суждениях о целях как о женщинах, но либеральны в своих суждениях о целях как о мужчинах» (Gaetano et al., 2014). Это может частично объяснить широко распространенное мнение, что транс-мужчинам легче достичь явно мужского внешнего вида, чем транс-женщинам добиться явно женской внешности. Возможно, это не тот случай, когда они на самом деле выражают более четко видимые гендерные сигналы, чем транс-женщины – вместо этого эта кажущаяся легкость может быть артефактом общей тенденции требовать очень мало мужских сигналов, прежде чем рассматривать человека как мужчину.
В 2016 году даже многие цисгендерные женщины стали подвергаться преследованиям в женских туалетах со стороны самозваных линчевателей, которые считали их недостаточно женственными и считали их мужчинами. Мужская предвзятость имеет более выраженный эффект, поскольку гендерные сигналы становятся более двусмысленными: неуверенный или неясный взгляд на лицо человека связан с большей вероятностью восприятия его как мужского (Watson, Otsuka & Clifford, 2016). Это может оказать огромное влияние на трансгендеров и на то, как оценивается их внешность, поскольку их физические половые характеристики иногда рассматриваются как, по крайней мере, временно находящиеся в промежуточном или смешанном состоянии.
Неуверенность в своей мужественности, слишком много мыслей о своих гениталиях или просто отказ принять трансженщин как женщин — все это может повлиять на то, что вы на самом деле видите, когда смотрите на нас. Модель, которая рассматривает видимый пол трансгендеров как простое фиксированное свойство, не смогла объяснить многие устоявшиеся социальные и когнитивные явления, которые делают гендерное восприятие сложным, субъективным и непрерывным процессом.
Трансфобные предрассудки — еще один фактор, который может повлиять на то, как человек оценивает нашу внешность. Одно исследование показало, что люди с высоким уровнем трансфобии склонны оценивать изображения трансгендеров как менее привлекательные (Gerhardstein & Anderson, 2010).