Имя:    Пароль:      Запомнить      
Регистрация нового пользователя
Транс-Тема (18+)
(18+): Помощь людям с гендерной дисфорией. Для трансгендерных и интерсексных персон, транссексуальных людей, для позиционирующих себя как трансвеститов, кроссдрессеров, андрогинных, агендерных, фригендерных, гендерфлюидных персон, MtF FtM Мтф ФтМ ИС IS :

Перейти на Главную страницу сайта
 
Ссылки   Партнеры   Транс-Чат ( пользователей)   Дневники   Фотоальбом    Гостевая
Новости дневников   Календарь   Вложения   Опросы   Награды   Открытки  На WAP-версию форума
Правила   События   ЧаВо(FAQ)   Пользователи    Группы   Масштаб   Регистрация 
Рассказать другу  Управление контактами  Профиль  Войти и проверить личные сообщения  Вход 
  Встреч не запланировано

Объявление
Если у кого что-то не так после переезда, пожалуйста, пишите в эту тему: https://trans-tema.org/forum/viewtopic.php?t=18998 (доступно для гостей)

Уважаемые пользователи! Если у вас был и потом пропал доступ к закрытым разделам, пишите, пожалуйста, в эту тему: http://trans-tema.org/forum/viewtopic.php?t=18423
Top
Методика сравнения понятий
Модератор: Nema Toki
Описание:
Ответов: 0 | Показов: 4084 | Рис.: 0

Тему сейчас просматривают:
Зарегистрированных: 0
Скрытых: 0
Гостей: 1

Зарегистрированные пользователи: Нет
         Главная -> Форум Транс-Тема (18+) -> Общие разделы -> Медицина -> Методика сравнения понятий
 
АвторСообщение
mashka
Администратор сайта
Лучшая аватарка (Свое фото)
Вице-Королева Лето-2012
>=5000
>=5000
Статус: На форуме нет

Дата регистрации:
13 Апр 2006
Местное время: 8:46
   


Гендер:

Темы: 1281
Откуда: Из Москва


Сообщение: №1 [1] Скачать сообщение Добавлено: 04.07.2010 14:03    Заголовок сообщения:  Методика сравнения понятий

Методика сравнения понятий

Данный материал важен к прочтению, т. к. обязательно предоставляется психологом в психо-неврологическом диспансере.

http://www.medichelp.ru/posts/view/7272
Методика применяется для ис­следования мышления (процессов анализа, синтеза, операции сравнения).

Человека просят сказать, чем похожи и чем отличают­ся два понятия. Для сравнения предлагаются пары слов, ко­торые отвечают следующим условиям:

1) слова можно объединить более общим понятием (трамвай и автобус - транспорт; ворона и воробей - птицы), причем подобное обобщение может быть более сложным (сказка и песня - произведение искусства; глаз и ухо - орга­ны чувств; газета и радио - средства информации и т. п.);

2) человеку предлагаются несравнимые понятия, та­кие как: река - птица; ось - оса; ботинок - карандаш; муха - дерево и т. п. Умение самостоятельно выделить нерешаемую задачу характеризует критичность мышления здорового че­ловека.

Человеку предлагается 10-15 пар слов из следующего списка:

голод - жажда

сказка - песня

глаз - ухо

газета - радио

поощрение — наказание

волк – луна

ось - оса

ботинок - карандаш

корзина - сова

муха - дерево

яблоко - вишня

ворона - воробей

дуб - береза

лыжи - коньки

корова - лошадь

летчик - танкист

трамвай - автобус

золото - серебро

река - птица

озеро - река

дождь - снег

Можно разобрать с ним 1-2 пары понятий. Обя­зательно объяснить человеку, что надо начинать с определе­ния сходства. Первая пара несравнимых понятий предъявля­ется без специального предупреждения. Экспериментатор тщательно регистрирует поведение человека, его высказыва­ния и ответ. Затем человеку дается дополнительная инст­рукция: «Встречаются такие пары слов (понятий), которые несравнимы. В таком случае вы должны ответить: «Их срав­нивать нельзя». Больше эту инструкцию не повторяют, про­сто регистрируют ответы больных при работе со следующи­ми несравнимыми понятиями. Всего предлагается 3-5 пар несравнимых понятий.

Обработка и анализ полученных данных. Анализ по­лученных данных начинается с оценки доступности для человека самого процесса сравнения и обобщения. Прежде чем сравнивать понятия, человек должен выделить крите­рий, по которому он будет проводить сопоставление. Поэто­му в первую очередь отмечается: самостоятельно ли справ­ляется человек с этой задачей; если ему понадобилась по­мощь, то какая, сумел ли он перенести процесс обучения на дальнейшую работу.

Затем надо обратить внимание на степень обобщенно­сти критерия сравнения, которым преимущественно пользу­ется человек (абстрактный, конкретный, псевдоабстракт­ный). Уточнить эгоцентричность процесса сравнения, отме­тить, пользуется ли человек «слабыми» признаками понятий как критерием сравнения. При этом особое внимание надо уделить работе с «несравнимыми понятиями». В норме ха­рактерны затруднения при переходе к ним, здоровый человек либо отказывается проводить сравнение этих слов, либо пе­реходит на очень широкий уровень сравнений (муха и дерево относятся к живой природе). Важно, что при этом в норме отмечаются оценочные реплики: «Эта задача не такая, как другие», что свидетельствует о высоком уровне критичности мышления.

В норме уже с 12-14 лет дети с соответствующим об­разованием могут проводить сравнение понятий, вьщеляя в качестве критерия существенный признак понятий, проводя сравнение на достаточно абстрактном уровне (см. описание методики «Пиктограмма»).

Иногда отмечается использование конкретного крите­рия сравнения (плащ и пальто - то, что мы носим). Обычно организующей помощи достаточно, чтобы здоровый человек исправил подобные ошибки.

При различных органических заболеваниях головного мозга, которые приводят к снижению уровня обобщения, конкретизации мышления, процесс сравнения проводится в основном на конкретном уровне: дуб и береза - растут в ле­су; лыжи и коньки - нужны зимой для катания; глаз и ухо - оба находятся на голове и т. п. При этом для многих пар больные вообще не могут подобрать критерий сравнения, считая их совсем разными: «Ворона большая, а воробей ма­ленький, ворона воробья заклевать может - ничего нет похо­жего».

Больные критичны к своим затруднениям, активно ищут помощи психолога, исправляют свои ошибки, но в дальнейшем опять в качестве критерия сравнения использу­ют конкретные признаки понятий.

При шизофрении мышление характеризуется иска­женным процессом обобщения, больные используют для сравнения псевдоабстрактные критерии или «слабые», мало­значимые признаки понятий. «Дождь и снег - предметы влажности, перемещающиеся вокруг земли», «ворона и во­робей - состоят из одинакового «количества слогов». Боль­ные шизофренией не испытывают замешательства при пере­ходе к несравнимым понятиям: «Ось и оса - имеют в середи­не продолговатость; созвучны»; «Муха и дерево - муха шумит при полете и дерево при ветре тоже шумит»; «Ботинок и карандаш - оставляют след» и т. п. Подобное использование второстепенных, малозначимых признаков и псевдоабстрак­ций в качестве критерия обобщения не снимается обучением.

При различных пограничных заболеваниях можно от­метить личностную окраску мышления. Выбирая критерий обобщения, больные опираются на собственные вкусы и пристрастия. Личностная окраска может проявиться в объяс­нениях: «Золото и серебро - терпеть не могу всего этого, из-за денег и сына погубили» (сын женщины был убит при ограб­лении).

Под редакцией профессора М. В. Коркиной.

_________________
Не стоит прогибаться под изменчивый мир. Пусть лучше мир прогнется под нас.
Секреты стиля и макияжа, материалы о медицинских и социальных аспектах трансгендерности, видео: Скачать
Ответы на вопросы по сайту и по его форуму: Правила, FAQ
Наверх страницы
 
         Главная -> Форум Транс-Тема (18+) -> Общие разделы -> Медицина -> Методика сравнения понятий Часовой пояс: UTC + 3 часа
Страница 1 из 1



 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете модерировать начатые вами темы



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group

File Attachment © by Meik Sievertsen


Правообладателям/Copyright
Связь с администрацией